Меню сайта
ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет. Мир православия
Седмица
Статистика
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
Краткая историческая справкаУспения Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (ныне Храм свт. Николая Чудотворца) на Преображенском кладбище Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточное викариатсво)
В 1782 году по проекту архитектора Ф. К. Соколова строится храм Успения Пресвятой Богородицы — невысокая одноглавая церковь по типу Царицынского дворца с маленькой колоколенкой в ее западной части. Данное сходство давало основание долгое время считать автором проекта храма В. И. Баженова. Окончание строительства датируется 1784 годом [20].. «Все внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена» [21]. «Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. Неподалеку от храма, на Хапиловском пруду, была устроена купальня-крестильня, где православных перекрещивали в «федосеевское согласие» Она функционировала вплоть до 1852 года. В 50-е годы XIX века в России поднялась новая волна притеснения старообрядцев. Это коснулось и преображенских федосеевцев. В 1854 году Успенская церковь стала единоверческой. Ввиду освящения в том же году ее престола в честь Николая Чудотворца эта церковь стала в некоторых источниках именоваться Никольской. Три года спустя был освящен и второй ее престол — Успенский. Освящение храма последовало по высочайшей воле вследствие присоединения к единоверию богатых беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиновых и др. В церкви эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. «Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящен в 1857 г. митр. Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митр. Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия» [3]. «Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» [2] — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются. Кроме небольшой колокольни в западной части храма еще западнее выстроена отдельно стоящая колокольня «1876 — 1879 гг.» [7] «готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова» [2], «архитектор Ф. И. Горностаев» [16].
«В 1922 г. Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой, южной, стороне трапезной сооружен был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался. В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV — XVII вв. [1]. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — «Акафистная» (XVI в.), древний образ «Софии Премудрости Божией» (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона «Тайная Вечеря», которые относятся к XV в.» [19]. По сведениям причтов православного и старообрядческого, делящих ныне здание Успенской церкви пополам, спустя некоторое время после закрытия в начале 1920-х гг. Никольского монастыря храм его был захвачен обновленцами, которые довели его до того, что не оставалось ни копейки на содержание. Тогда они уступили за деньги (!) храм старообрядцам новопоморского брачного согласия. К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне. «Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке» [23] (здание ее сохранилось, о нем подробнее см. в части «Иноверческие храмы», т. 4). Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что «здание перестало быть православной церковью» [8]. Но если его и закрывали — то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось. Старообрядческая церковь принадлежит новопоморскому брачному согласию и является его центром в Москве. В 1990 г. на дверях староверской части любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в староверскую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-новопоморцы также не имеют священства и литургии, поэтому алтарями вновь не пользуются. Перевод слова «единоверческий» [6] на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение — Никольская церковь с 1963 г. стала местом получившего широкую огласку служения о. Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы [9]. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 г. о. Д. Дудко был переведен на подмосковный приход в село Кабаново; дальнейшая история его деятельности хорошо известна и не связана с рассматриваемой в настоящей книге темой [22]. В интерьере сохранились иконы XV — XVII вв. Настоятель — иерей Алексий Тимаков. ПРЕСТОЛЫ ХРАМА: • Свт. Николая Мирликийского (северный) • Успения Пресвятой Богородицы (южный) СВЯТЫНИ ХРАМА: • Толгская икона Божией Матери, • Казанская икона Божией Матери, • Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", • Икона Успения Божией Матери "Киево-Печерская", • Иконы свт. Николая Мирликийского, включая икону с частицей мощей святителя, • Икона св. мч. Вонифатия.
Более подробно можно ознакомиться по ссылкам: • Историю храма свт. Николая в Преображенском • О духовенстве служившем в нашем храме •Статья: «Юбилей Никольского храма на Преображенском кладбище в Москве»
Литература По материалам сайта http://www.pavel-prusskiy.ru |
Случайное фото
[Рязань] Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Архив записей
|