Среди стихотворений на тему Рождества Христова встретилось вот это, написанное человеком, для которого поэтическое творчество не являлось основополагающим в жизни. Автор стихотворения «СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ» - архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский ИОАНН (ШАХОВСКОЙ).
Тем не менее, владыка Иоанн занимался литературным творчеством, прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — ещё с тех времён, когда не был рукоположен. Он автор многочисленных стихотворных произведений.
Говоря о теме Рождества Христова в литературе, невозможно не вспомнить великолепную «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» Н.В.ГОГОЛЯ.
Конечно, мы помним почти наизусть отдельные страницы, особенно те, про которые говорили в школе!
Но взгляните на маленький фрагмент – и может быть вам захочется перечитать не только эту повесть, но и другие произведения Гоголя, наслаждаясь чудесным литературным языком и тонким чувством юмора автора.
В рассказе «Мальчик у Христа на ёлке», фрагмент которого мы предлагаем вам вспомнить, Ф.М.Достоевский продолжает традиции классиков святочного рассказа Г.Х.Андерсена и Ч.Диккенса.
Но писатель наполнил короткий аллегорический рассказ реалиями жизни большого города, великолепного, но холодного.
Тема голодного, нищего, обиженного, обделённого ребёнка встречается во многих произведениях Достоевского. Его размышления на эту тему всегда наполнены огромным состраданием к этим несчастным.
Весь христианский мир отмечает этот торжественный и тихий, необыкновенно значительный и удивительно тёплый и "домашний" момент в истории человечества...
Каждый человек по-своему откликается на событие такого рода.
Часто, если человеку дать то, что он просит, он скоpo успокаивается и охладевает к духовной жизни. Отчего человек Бога забывает? От благополучия. Когда все у него хорошо, его сердце жиреет. Зачем Богу молиться, когда и так все в порядке? Поесть-попить есть, одежда есть, квартира, машина есть и гараж есть. Зачем Бог нужен? Нужен бензин, нужны деньги на книжке, нужны удовольствия, а Бог, Он совсем, получается, не нужен. Но ведь и машину, и гараж - это тоже Бог дал. Гараж из кирпичей сложен, а кирпич - из глины. А глину кто со здал? Господь. И все металлы, из которых машина сделана, Господь создал. Масло, которым замок смазывают, тоже Господь создал, оно и
... Читать дальше »
Старшее и среднее поколения прекрасно помнят, как совсем недавно наш человек в поисках решения важнейшей проблемы жизни – ее смысла, имел, фактически, только два варианта: религиозный и атеистический. О недостатках, мягко говоря, последнего многие теперь узнали и поняли, что это путь в никуда. Почему так?
Ведь если нет Бога, нет души, нет бессмертия, то, следовательно, смерть окончательно и навсегда уничтожает человека как личность, и у него не остается никакой возможности пережить и оцени
... Читать дальше »
Отчасти по нашей вине, отчасти не по нашей, но так случилось, что для многих из нас исповедь является некой формальностью, которую нужно обязательно совершить перед причастием Святых Христовых Тайн. На самом же деле исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, в коем человек получает благодать Божию.
Многие отходят от исповеди не только не очищенными, а, наоборот, еще более согрешившими. Это результат того, что она стала формальностью. А ведь в таинстве покаяния подается благодать, к
... Читать дальше »
К Царствию Небесному помимо Церкви приобщиться никак нельзя. Если бы было можно, тогда Господь бы Свою Кровь не проливал, тогда три года, когда Он ходил с проповедью по Галилее, Самарии, Иудее, Он бы Церковь не создавал. А это было главным делом Его на земле; и Церковь две тысячи лет уже существует, а никто с ней ничего сделать не может. Меняются империи, правители, общественный строй, все меняется – Церковь стоит непоколебимо, как скала, ничего с ней не происходит. Какие были заповеди даны две тысячи лет тому назад, такие и остались, какой был строй богослужения, такой и остался. Просто другие люди наполняют ее, а Церковь стоит, и действует, и уч
... Читать дальше »
Мне 62 года. Вам приблизительно в три раза меньше. Очевидно, что вам придется жить в мире, который будет сильно отличаться от того мира, в котором я прошел всю свою жизнь - за исключением оставшегося и самого сложного для меня отрезка. Общество, в котором будете жить вы, будет более жестким.
Я надеюсь, в нем будет меньше внешнего, государственного принуждения. Но оно само будет принуждать вас к действию, к выбору, к непрестанной активности, к борьбе за
... Читать дальше »
Христиане должны учиться заново воспитывать своих детей. Сто лет назад, двести (и так далее в глубь веков) детей воспитывало всё общество. Ребёнок на улице играет – за ним следит вся деревня. Никто никогда не пройдёт мимо, если он что-то не то делает, обязательно тут же родителям скажут, а если рукой дотянутся или смогут догнать, обязательно остановят. А сейчас родители только и думают, в какую бы школу его спихнуть. "О, очень хорошая школа, мне сказали". Или в детский сад. Только родила, ещё в декретном отпуске, сразу в детский сад. Только куда-нибудь его пристроить. И получаешь воспитание, как раз соответствующее данной эпохе. Выращивают не христиан, а монстров. Когда монстр маленький, его можно ещё понудить ходить в церковь, но дальше 15-ти лет дело н
... Читать дальше »
Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника.
Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы».
Что это значит: «Еже о нас исполнив смотре
... Читать дальше »
Бог тебя любит, но ты обычно не чувствуешь этого сердцем, не помнишь об этом и тем более не ощущаешь всеми клеточками своего тела. А ты попробуй почувствовать, что ты – возлюбленное чадо Божие там, где сейчас находишься: в этом твоем положении, в твоей борьбе, в падении, слабости. Ведь даже тогда тебя любит Бог. Потому что Бог не как я или ты, чтобы, увидев тебя в трудную минуту, захотеть пройти мимо твоей проблемы. Бог – Он как солнечные лучи, которые проникают везде и прикасаются ко всему, что есть в мире сем: и к чистому, и к грязному, к цветам и морю, к горам, но и к отходам и грязи тоже. Бог делает
... Читать дальше »
Вот некоторые не знают, что такое грех. Думают, грех – это убить, ограбить или еще что-то, и поэтому даже мучаются: какие бы на исповеди еще грехи назвать? Вспоминают, что двадцать восемь тысяч лет тому назад я вот то-то сделал. А ведь грехом является малейшее уклонение человека от Бога в поступке ли, в слове, в мысли, в дыхании, в чувстве, потому что грех – это есть жизнь, отдельная от Бога. Просто степень греха бывает разная: один уклоняется в убийство, другой – в болтовню, третий – в сидение у телевизора, четвертый – в собственные мысли, на вид безобидные.
Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости “уставных старух”, ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Чере
... Читать дальше »
Зло не создано Богом. Зло не имеет сущности. Оно есть извращение мирового (а в отношении к человеку и Ангелам – нравственного) порядка свободной волей человека и Ангелов. Если бы не было свободы, то не было бы возможности извратить нравственный порядок, премудрый и совершенный. Ангелы и человеки, как автоматы, подчинялись бы законам физического и нравственного мира, и зла не было бы. Но без свободы воли не было бы в человеках и Ангелах образа Божия и подобия. Совершенное существо немыслимо без свободы воли. (Кстати: все атеистические учения вынуждены отрицать свободу воли; они и отрицают в теории, а на практике тихомолком допускают свободу воли, иначе пришлось бы с ужасом признать, что человек ничтожная часть бездушной огромной машины, которая знать не знает и не хочет знать о человеке и безжалост
... Читать дальше »
Мы встречаем этот праздник с особым сердечным чувством. Несмотря на то, что все дальше отстоит от нас историческая дата Победы, не угасают наши боль и скорбь о миллионах погибших. Но не меркнет и наша радость: благодаря подвигу военного поколения, наших старших родных, мы получили д
... Читать дальше »
Этот главный православный праздник - Светлое Христово Воскресение не обошли стороной и русские поэты, пытаясь осмыслить его в полной мере. Предлагаем вашему вниманию несколько поэтических откровений, посвященных Пасхе.