Пятница, 19.04.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Думать – самая трудная работа
из всех существующих –
поэтому так мало людей занимаются ею.
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2022 » Ноябрь » 2 » Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (3 часть).
08:57
Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (3 часть).

Кого же выбрать?

Я уже говорил, что духовники различаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? Подобный вопрос волновал христиан всех эпох. Волновал даже в те времена, когда не было недостатка в духоносных наставниках. Почему? Потому что и тогда святые старцы были совсем непохожи друг на друга. Приведу тебе в пример Оптину пустынь.

Преподобный Иосиф Оптинский был учеником преподобного Амвросия Оптинского. Однако он «и по жизни, и по учению, и по внешней форме своих наставлений отличался от своего учителя. Отец Амвросий был человек с образованием, обладал всесторонним умственным развитием, по характеру был общителен, и потому речь его была, помимо своей благодатной силы, увлекательна яркостью мысли, образностью выражения, легкостью, живостью, умной веселостью, в которой скрывалась глубокая мудрость, как житейская, так и духовная.

 

Отец же Иосиф был весь сосредоточенность, и речь его была сдержанна и дышала лишь одним святоотеческим учением. Вообще он не любил баловства, уступок и, как истинный монах, никогда не был наружно ласковым, хотя был и снисходителен, и мягок. Единственное выражение его внимания и ласки к духовным чадам состояло в том, что он в особенных случаях слегка ударял кого-либо из них по голове. С более близкими и преданными ему лицами он был скорее строг и непреклонен; но этим он достигал того, что ему предавались всецело, неотступно, истинно.

Бывали случаи, что некоторые, не сумевшие понять и оценить его, считали его отношение невнимательным и холодным и, по малодушию своему, увлекаясь внешнею ласковостью других и считая это необходимым условием для успокоения внутреннего, оставляли старца Иосифа. Такие отпадения никогда не вызывали у смиренного старца никакого неудовольствия, не возбуждали ни зависти, ни огорчения; и с тою же отеческою любовью, с полным всепрощением и забвением случившегося принимал он снова, когда возвращались назад, поняв свою ошибку и ощутив лишение.

На исповеди батюшка был всегда серьезен, и замечания его как-то особенно проникали вглубь и будили там сознание своей греховности и безответности пред Богом. Самый его вид, его лицо, озаренное каким-то внутренним светом, его ангельская улыбка, в которой отражалась чистота его души, его полуопущенные глаза, через которые глядели на кающегося кротость и смирение, − все это вместе неотразимо действовало на душу»51.

Почти столетие Оптина пустынь славилась на всю Россию своими благодатными духовниками. Проходили десятилетия, и одно поколение старцев сменялось другим, не менее замечательным поколением опытных наставников. Так, преемство духовничества великих Оптинских старцев Амвросия и Иосифа восприняли преподобные иеросхимонахи Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов). Эти оптинские духовники были тоже во многом непохожи друг на друга.

«К отцу Анатолию, который в это же время был старцем и принимал народ в монастыре, стояли огромные толпы народа. А к отцу Нектарию вначале кроме братии Скита приходили всего несколько человек.

Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Уже приближение человека к этому старцу давало чудесную возможность очищения и утешения. Отец Нектарий был строже, он испытывал сердца приходивших к нему и давал не столько утешение, сколько наставлял на путь подвига. Он учил человека преодолевать духовные трудности с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды.

Надежда Павлович вспоминала: «На беседах у батюшки Анатолия у меня было такое чувство, будто льется золотой дождь и этот дождь − благодать. Он льется независимо от тебя, и твое счастье, если ты под этот дождь попадешь. А у старца Нектария это было так: ты чувствуешь, что огненный меч направляется к тебе, не в смысле гневном, а в смысле, раскрывающем твою совесть»».

Видишь, даже в Оптиной пустыни в период ее расцвета человеку надо было выбирать между различными по характеру духовниками. Конечно, в наше время ты, может быть, и никогда не встретишь духовника, равного по благодати Оптинским старцам. Тем не менее Русь еще не оскудела окончательно достойными наставниками. Поэтому уповай на слова Спасителя:Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете (Мф. 7, 7).

Каждый духовный отец обладает каким-нибудь характерным качеством. Ты же при поиске наставника соблюдай главное правило − обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению. Ведь, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), любой духовник «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви, могут быть одинаково полезны. Да дарует тебе Бог духовника по желанию твоему»53.

Р.S.

Закончу это письмо следующими выводами.

1. Помни слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто ищет духовного отца, должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим».

2. Ты должен сознавать, что идеальный духовный отец − это человек святой жизни. Тем не менее исходи из реальности и не предавайся мечтаниям. Поэтому советую тебе не предъявлять завышенных требований к духовнику. Выбирай из кандидатур, которые в действительности существуют вокруг тебя.

3. Епископ Петр (Екатериновский) писал: «Трудно ныне найти хорошего руководителя в духовной жизни». Это замечание актуально и для нашего времени. Епископ Петр считал, что не надо искать духовника, непременно достигшего святости. Достаточно того, чтобы духовный отец был человеком благочестивым, рассудительным и опытным. При этом он должен иметь желание и возможность руководить своим духовным чадом. «Если не находится такой руководитель, отмечал епископ Петр, − то надобно молить Бога, чтобы Он послал нам желаемого наставника».

4. Имей в виду, что на твоем пути может встретиться ложный наставник. Святитель Феофан предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказывается старцем «только по сединам. И это бывает или очевидно для всех, или очень не видно, глубоко скрыто под благовидною наружностью. Потому всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы вред, вместо спасения гибель».

5. Как отличить истинного наставника от ложного? По слову Симеона Нового Богослова, характерной чертой истинного духовного отца является отеческая любовь. Старец Паисий Афонский говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника − то, что он к самому себе очень строг, а к другим − весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других!»

6. Если у тебя появятся какие-то сомнения, даже не очень определенные, в духовности избранного тобой наставника, лучше тебе не входить с ним в тесный контакт до наступления полной ясности. На пути спасения не надо ставить рискованных экспериментов. Они могут нанести тебе непоправимый духовный ущерб.

7. Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило − обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению.

Просмотров: 250 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz