Пятница, 26.04.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Мечты, которые сбываются,
- не мечты, а планы.
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2019 » Апрель » 2 » ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
12:25
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Други наши, ныне Евангелие раскрывает перед нами основную трудность земного жизненного пути, а словами Самого Спасителя учит, как и каким образом мы можем пройти сквозь мрак к свету. В стихирах же и песнопениях этого дня Церковь воспевает память преподобного Иоанна Лествичника, подвизавшегося в VI веке в пустынях горы Синайской, и то духовное руководство, которое он увековечил для человечества в своем душеспасительном творении под названием «Лествица».

Евангельское чтение, как пример нашей собственной жизни, показывает отрока, одержимого насилием вражиим. Мы все входим в жизнь с наследием первородного греха преслушания Богу, и все в большей или меньшей степени подвержены влиянию темной силы. Но сам страждущий чаще этого не осознаёт; близкие же, беспокоясь о нем, начинают искать способы помочь болящему. Так и отец отрока, испытав многие средства и не получив желаемого, как к последней надежде приводит его ко Христу. Опыт жизни убедил его, что болезнь ребенка имеет духовные корни. Есть «некто» сильный, кто бросает несчастного то в огонь, то в воду, преследуя саму жизнь юного существа. Почему? Кто виноват? Даже ученики Христовы, уже получившие власть целить болезни и наступать на силу вражию, оказались в этом случае бессильны. И неуверенная просьба о помощи теперь обращена к Самому Христу: «Но если что можешь, сжалься над нами, помоги нам».

«Если что можешь» — таково обращение к уже многажды явившему Свое милосердие и всемогущество Спасителю. И с первых же слов Спаситель ставит точный диагноз болезни: о, род неверный и развращенный! Господь указывает на корень всех бед человечества. Неверие и недоверие Промыслу Божию! Все возможно верующему!Верой же начинается и совершается борьба с греховными страстями.

Одержимость попущена за неверие и развращенность родителя. И Спаситель, начиная чудодействие исцеления, обращается к отцу: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23), Отец вполне понимал и скудость своей веры, и греховность жизни, и проснулось в душе его сознание своей вины и пред Богом, и пред страждущим малолетним сыном. Покаянный вопль: верую, Господи! помоги моему неверию!покрыл немощь неверия, давая место милости Божией и Его силе беспрепятственно сотворить чудо исцеления (Мк. 9, 23-24).

Дорогие наши, осознаем и мы, что к нам с вами обращена эта назидательная история. Не мы ли терпим вражие насилие, идя на поводу страстей, прижившихся в душе? А что скажем о нашей вере? По временам веруем Богу, но временами отпадаем в суеверие, и даже зловерие приражается к сердцу. Мы уже и в церкви, мы приходим в Таинствах к Самому Христу, но страсти опять и опять искажают течение нашей жизни. И горький упрек Спасителя: «вы не имеете в себе любви к Богу» вполне относится к нам. По слову Спасителя, вере все возможно. Но если медлит Господь прийти нам на помощь, значит, вера наша маловерна, с сомнением и недоверием.

Но как же милостив Господь! Он не только открыл причину одержимости, но тут же указал и путь к исцелению: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. Истинная живая вера порождает молитвенное обращение к Богу; молитва, ограждая от прихотей и самости, дарует всяческое воздержание, которое и проявляется в посте.

Просто и ясно указывает нам Господь путь к победе над вражиим насилием над душой. И какое благо для человека, когда он осознает спасительность евангельских заповедей с юности, скольких страдании избегает он, взяв на себя Христово благое иго и бремя легкое. Возрастая в меру возраста Христова, начинает сначала быть учеником Христовым, а позднее и путеводителем ко спасению других, самой жизнью своей и учением помогая ближним и дальним.

Жизнь преподобного Иоанна Лествичника — наглядный тому пример. Шестнадцати лет даровитый от природы юноша вступил в Синайскую обитель, чтобы побороть усмотренное в сердце своем начало самоугодия и самомнения. Двадцати лет принял он постриг, 19 лет пребыл в полном послушании старцу, обучаясь смиренной простоте. Нелегко при кичливости внешнего образования жить как бы без своего разума и без своей воли. По смерти учителя еще 40 лет провел Иоанн в подвигах уединения и безмолвия. Только Бог зрел его труды, молитвы и плач. Его тайные добродетели сделались явными, лишь когда он вышел из уединения к братиям.

Умеренный во всех проявлениях своей монашеской жизни, Иоанн ни в чем не показывал своих подвигов и преимуществ. Но когда некоторые, подстрекаемые завистью, стали называть подвижника пустословом и излишне говорливым, Иоанн, живя в братстве, на целый год продлил подвиг молчальничества, самим делом вразумив соблазняющихся. Его порицатели превратились в усердных просителей, чтобы заговорил преподобный на пользу общего всем спасения. На 75-м году Иоанн был поставлен игуменом Синайского монастыря. Появление «Лествицы» было вполне делом монашеского послушания.

Сохранилось послание игумена Раифской обители к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы, в котором тот просит изложить письменно опыт его боговедения и законы, приличные монашескому житию. В ответ на эту просьбу Иоанн Синайский написал: «Боясь смерти, рождающейся от преслушания, и как бы движимый сею боязнию, приступил я к исполнению всечестного повеления твоего со страхом и любовию».

Дух Святой заговорил устами послушника. Бог же принял труд Иоанна, увековечив его имя. Многие спасались и по сию пору спасаются, руководствуясь в духовной жизни книгой Иоанна Лествичника. Его «Лествица» состоит из 30 ступеней — это душеполезные размышления о главных христианских добродетелях. Они описываются одна за другой в естественном их порядке и преемстве, начиная от низших. Это путь борьбы со страстями, на котором в ветхом человеке зарождается и растет новый — духовный, живущий верою и любовью к Богу, упованием жизни вечной. Творение Иоанна писалось для посвятивших себя жизни иноческой, но сущность дела спасения для иноков и мирян одна и состоит в очищении природы человека от зла, гнездящегося в нем.

Поэтому и мы сегодня, сообразно евангельскому наставлению Спасителя о чудотворной силе молитвы, рассмотрим для нашей духовной пользы размышления о матери добродетелей — молитве. Не будем касаться высших степеней молитвенного делания, но ограничим свое внимание на начальном этапе.

Иоанн Лествичник, всю свою жизнь посвятивший молитве, практически познавший свойства, силу и тайны молитвенного делания, отвечает нам на жизненно важные вопросы: что такое молитва, для чего нужна она, какие виды молитвы, с чего начинать и как проходить обучение молитве, какие опасности и ошибки подстерегают ученика на этом пути.

По слову Иоанна Лествичника, «молитва — как священная царица добродетелей — есть пребывание и соединение человека с Богом, она же есть утверждение мира, примирение наше с Богом». Лествичник раскрывает подробно тайны и чудесные действия молитвы: это и умилостивление о грехах наших, ходатайство о прехождении волн искушений и всяческих злоключений, источник добродетелей и дарований. Завершая рассуждение о великих действиях молитвы, преподобный Иоанн возносит ее превыше небес, к Престолу Божию: «Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и Престол Судии прежде Страшного суда».

Далее преподобный на убедительном и ярком примере говорит нам, новоначальным, скольких трудов, терпения, огорчений и даже слез, а наипаче смирения понадобится нам, обучаясь молитве. «Доколе мы еще не имеем истинной молитвы, дотоле мы подобны обучающим младенцев ходить». Нам, дорогие наши, предстоит долгий и неленостный труд, и самое главное, на что учитель предлагает нам обратить внимание, это на состояние нашего сердца. «Когда идешь предстать пред Господом, — говорит Иоанн, — да будет вся риза души твоей соткана из непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы». Вот первый залог успехов — сердце, свободное от злобы.

Практические советы Иоанна молящемуся просты и конкретны. «Да будет молитва твоя немногосложна и немногословна. Многословие развлекает ум. Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их».

Предстояние на молитве у всех по видимому одно, но на деле имеет многое различие. Как обращаться к Богу, о чем молить и просить, знает ли новоначальный? И Лествичник поясняет: «Приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием, и получишь у Него большее дерзновение». Он приводит образ молитвы, данный Ангелом Господним одному из братии, как самый верный и лучший. «Мы же прежде всего принесем в нашей молитве искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души; и после сего представим Царю наши прошения». Будем просить для себя разрешения грехов, просить о даровании большего дерзновения в молитве, молить о заступлении ближних.

Но кто из начинающих молиться не знает, как трудно собрать на молитву ум, как удержать уклоняющееся внимание, как вернуть к молитве блуждающие по распутиям внешних впечатлений мысли? Совет душеполезной «Лествицы» готов для нас и здесь: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина молитвы — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу». Так ум молящегося должен всегда находиться во внимании, а сердце — сочувствовать уму. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся причисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Святой Иоанн предупреждает молящегося и об опасностях, подстерегающих его на молитве. От приражения во время моления помыслов молитва бывает нечистой, парение мысли в мечтательности окрадывает молитву. Принимая во время моления нечистые и непристойные помыслы, мы оскверняем молитву; пленяясь земными попечениями, совсем истребляем ее. Услышит ли и откликнется ли на такую нашу молитву Господь? Сомнительно. Зато враг Божий будет тут как тут и удовлетворен нашим молением вполне.

Постепенно идет обучение величайшему и полезнейшему для человека художеству — молитве. Мы, как несовершенные, заботясь о качестве молитвы, должны помнить и о том, чтобы обращаться к Богу почаще. «Ибо сказано: даяй молитву чисту молящемуся неленостно; хотя бы и не чисто, но с утруждением». Апостол заповедует непрестанно молиться. Но возможно ли это для нас, живущих в миру и обремененных многими житейскими заботами? Дорогие мои, возможно и при многих трудностях нашей жизни просто необходимо. Не устами, а сердцем; не в храме только или дома пред образами, а занимаясь делами своего звания; везде и во всякое время, ища себе помощи и поддержки у всесильного Бога.

Но и здесь многоопытный Лествичник вносит коррективы. Он говорит: «Не определяй на молитву того времени, которое ты должен употребить на отправление дел нужнейших и духовных». Этот практический совет очень важен: откладывая исполнение своих обязанностей, мы можем навести нарекания на саму молитву и ропот на Бога.

Но вот еще драгоценные советы, несомненно взятые Лествичником из своего опыта: «Когда при молитве почувствуешь умиление, то остановись на оном, ибо тогда Ангел Хранитель наш молится вместе с нами»; «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо само пребывание в молитве есть уже приобретение».

«Есть два крыла, посредством которых человек подымается от земли к небу, — это пост и молитва. Но только вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо». Таков итог многотрудной подвижнической жизни святого молитвенника.

Как Евангелие об исцелении одержимого отрока раскрывает нам, что наша брань не только к плоти и крови, но к духам злобы поднебесным, так подвиг жизни праведного Иоанна Лествичника и оставленное им руководство ободряют и укрепляют всех нас на борьбу с врагом надеждой одержать победу над виновником зла — диаволом.

Будем же, дорогие наши, постоянно помнить назидание Спасителя: все возможно верующему! Вера, молитва и пост — это источники великой духовной силы, которые делают человека победителем в борьбе и праведником в жизни. А за молитвенной помощью в этой борьбе будем обращаться к Иоанну Лествичнику и его опыту.

Аминь.

Просмотров: 683 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz