СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ - Краткая историческая справка
Суббота, 27.07.2024, 08:20
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Хочу в детство, там листики были деньгами.
А спать днем была обязанность, а не роскошь!
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Краткая историческая справка

        Успения Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца   (ныне Храм свт. Николая Чудотворца) на Преображенском кладбище

  Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточное викариатсво)

 

В 1782 году по проекту архитектора Ф. К. Соколова строится храм Успения Пресвятой Богородицы — невысокая одноглавая церковь по типу Царицынского дворца с маленькой колоколенкой в ее западной части. Данное сходство давало основание долгое время считать автором проекта храма В. И. Баженова. Окончание строительства датируется 1784 годом [20]..

«Все внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена» [21].

«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин.

Неподалеку от храма, на Хапиловском пруду, была устроена купальня-крестильня, где православных перекрещивали в «федосеевское согласие» Она функционировала вплоть до 1852 года.

В 50-е годы XIX века в России поднялась новая волна притеснения старообрядцев. Это коснулось и преображенских федосеевцев. В 1854 году Успенская церковь стала единоверческой. Ввиду освящения в том же году ее престола в честь Николая Чудотворца эта церковь стала в некоторых источниках именоваться Никольской. Три года спустя был освящен и второй ее престол — Успенский.

Освящение храма последовало по высочайшей воле вследствие присоединения к единоверию богатых беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиновых и др. В церкви эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления.

«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящен в 1857 г. митр. Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митр. Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия» [3].

«Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» [2] — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.

Кроме небольшой колокольни в западной части храма еще западнее выстроена отдельно стоящая колокольня «1876 — 1879 гг.» [7] «готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова» [2], «архитектор Ф. И. Горностаев» [16].

 

«В 1922 г. Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной свое помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 г. в правой, южной, стороне трапезной сооружен был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался.

В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV — XVII вв. [1]. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — «Акафистная» (XVI в.), древний образ «Софии Премудрости Божией» (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона «Тайная Вечеря», которые относятся к XV в.» [19].

По сведениям причтов православного и старообрядческого, делящих ныне здание Успенской церкви пополам, спустя некоторое время после закрытия в начале 1920-х гг. Никольского монастыря храм его был захвачен обновленцами, которые довели его до того, что не оставалось ни копейки на содержание. Тогда они уступили за деньги (!) храм старообрядцам новопоморского брачного согласия.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части.

К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

«Они перебрались в него в начале 1930 г. из закрытой их собственной церкви в Токмаковом переулке» [23] (здание ее сохранилось, о нем подробнее см. в части «Иноверческие храмы», т. 4). Старообрядцы заняли сам храм, а трапезная снова отошла к Патриархии. Между храмом и трапезной была сделана глухая стена; в православной части освятили два престола: главный в честь св. Николая Чудотворца с севера (по нему ныне храм называют Никольским) и другой престол в честь Успения Божией Матери с юга. У Александровского есть упоминание, что «здание перестало быть православной церковью» [8]. Но если его и закрывали — то ненадолго, ибо основное внутреннее убранство сохранилось.

Старообрядческая церковь принадлежит новопоморскому брачному согласию и является его центром в Москве. В 1990 г. на дверях староверской части любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в староверскую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-новопоморцы также не имеют священства и литургии, поэтому алтарями вновь не пользуются.

Перевод слова «единоверческий» [6] на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение — Никольская церковь с 1963 г. стала местом получившего широкую огласку служения о. Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы [9]. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 г. о. Д. Дудко был переведен на подмосковный приход в село Кабаново; дальнейшая история его деятельности хорошо известна и не связана с рассматриваемой в настоящей книге темой [22].

В интерьере сохранились иконы XV — XVII вв.

Настоятель — иерей Алексий Тимаков.

ПРЕСТОЛЫ ХРАМА:

• Свт. Николая Мирликийского (северный)

• Успения Пресвятой Богородицы (южный)

СВЯТЫНИ ХРАМА:

• Толгская икона Божией Матери,

• Казанская икона Божией Матери,

• Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте",

• Икона Успения Божией Матери "Киево-Печерская",

• Иконы свт. Николая Мирликийского, включая икону с частицей мощей святителя,

• Икона св. мч. Вонифатия.

 

Более подробно можно ознакомиться по ссылкам:

Историю храма свт. Николая в Преображенском
Историю Никольского единоверческого монастыря
О восстановлении стен Никольского монастыря

О духовенстве служившем в нашем храме
Посмотреть фотоальбомы нашего храма

Статья: «Юбилей Никольского храма на Преображенском кладбище в Москве»

 

Литература
1. Синицын П.В. Никольский единоверческий монастырь в Москве. М., 1896.
2. Московские церковные ведомости. 1902. № 2.
3. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 427 — 429, библиогр.
6. Москва. Памятники архитектуры XVII — 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
7. Александровский. № 291 — церковь Успения Николы, № 303 — Крестовоздвиженская.
8. Рукопись Александровского. № 671, 715.
9. Дудко Димитрий, свящ. О нашем уповании. Париж, 1975.
287 — 289, 348.
16. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
19. Овсянников В. Юбилей Никольского храма: К 175-летию основания здания церкви св. Николая в Никольском единоверческом монастыре // Журнал Моск. Патриархии. 1966. № 3. С. 22-26.
20. Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148 — 170, ил.
21. Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. Л. 25 — 32, 48 — 60 (на церк.-сл. языке, с ил.).
22. Дудко Д., свящ. Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978. С. 306—310.
23. В.В., А.В. Глава из истории поморского брачного согласия: О второй Московской общине в Токмаковой переулке // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. Рига, 1988. С. 64-66.

 

По материалам сайта http://www.pavel-prusskiy.ru

Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz