Четверг, 07.11.2024, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Один ломает свои планы, чтобы в
любой момент быть свободным для тебя.
А другой просто живет своей жизнью
и вписывает тебя в свои свободные минуты.
Умей видеть разницу...
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Декабрь » 11 » Как не ошибиться в духовном наставнике (Из лекций профессора А.И. Осипова). Чпсть 3
17:45
Как не ошибиться в духовном наставнике (Из лекций профессора А.И. Осипова). Чпсть 3

                                                                             КАК НАЙТИ ДУХОВНИКА, А НЕ ОРАКУЛА

Иногда спрашивают: возможно ли вести правильную духовную жизнь без руководства? Очень трудно! Но еще труднее встретить опытного духовного руководителя. И, конечно, речь идет не об опыте внешней жизни человека, а об опыте внутреннем, основанном на знании законов духовной жизни, открытых святыми подвижниками. Если такой найдется, это будет великое дело.
Отыскать наставника высокой жизни всегда было очень трудно, даже в древности. Так, святитель Василий Великий обошел Месопотамию, Сирию, Палестину, Египет – и ему так и не встретился духовный наставник, хотя, кажется, в те времена их было достаточно. Преподобный Нил Сорский искал на Афоне, беседовал со многими старцами, с опытнейшими иноками – и не встретил, кого искал. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя – и не нашел! Святитель Игнатий Брянчанинов тоже лишь на время нашел старца Леонида, а потом больше так и не встретил. Не так-то просто было найти непрелестного наставника еще в те времена.
У преподобного Иоанна Лествичника мы находим слова, поразительные для наших современников: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели»18.
Это изречение надо бы повсюду написать – таблички повесить во всех храмах и монастырях! Но об этом и речи не может быть. Что нам Иоанн Лествичник, когда все говорят про о. В., что он прозорливый!
Снова и снова приходится говорить о духовной осторожности – прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно не просто тщательно познакомиться с этим человеком, но испытать, действительно ли он духовный, чтобы, как пишет преподобный Иоанн: «Вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». А это, конечно, требует времени. Не зря сказано в поговорке: «Чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть». И преподобный Симеон, Новый Богослов предупреждает: «Знай, что в наши времена появилось много лжеучителей и обманщиков!»19
Ни в коем случае нельзя поддаваться первому впечатлению. Прежде чем кому-то поверить, сначала следует искусить человека. Что значит искусить? Не о лукавстве, конечно, идет речь, а о том, чтобы при многократном общении, вопросах, ответах и советах лучше увидеть, насколько этот священник руководствуется учением Святых Отцов. Если же трудно найти такого человека, тогда необходимо тщательно изучать творения святителя Игнатия (Брянчанинова). У него есть ответы на все духовные вопросы жизни.
Однако искать человека, с которым можно посоветоваться, необходимо, хотя к его советам и нужно относиться очень рассудительно, то есть не забывать, что это только мнение, совет и потому ни о каком послушании здесь речи быть не может. В недоуменном случае хорошо спросить мнение и других людей. Но беда нашего времени в том, что очень часто слово своего духовника принимают как истину в последней инстанции.
Научение прп. Иоанна Лествичника о том, как должно подходить к этому вопросу, в высшей степени насущно для нашего времени и наших верующих. Но что нередко делаем мы? Кто-то сказал: «Вот там – святой», и все ринулись к нему. При этом идут не для того, чтобы познакомиться с человеком, чтобы по завету Отцов его испытать, а идут уже готовые воспринимать каждое его слово как нечто сверхъестественное.
Грубую ошибку допускают те, которые заранее твердо верят, что встретят «святого и прозорливого». И нередко попадают на  «артистов», слабоумных, невежественных, но невесть что мнящих о себе. И из слов такого, сказанных нередко невнятно, неопределенно, выстраиваем порой целые «теории» – на пустом месте. И все это потому, что идем уже к «святому», уже не рассуждаем, слепо доверяя всему, что скажет «старец». Такое отношение в высшей степени опасно! Ведь в житейских вопросах мы куда более рассудительны. Если человек собирается, например, жениться, он не глядя не послушает: «Хороша невеста Аннушка, хвалит мать да бабушка». А сначала посмотрит, познакомится, поговорит– и тогда примет решение, жениться или нет. То есть к житейским вопросам мы подходим с рассуждением, как и следует. Но как только дело касается духовника – то будто завеса падает на глаза и перед ними уже не человек, а оракул, возвещающий волю Бога.
Почему же так живуче это старцепоклонство? Хотя очень много написано о том, кто такой духовник, мы редко задаем себе вопрос: а для чего вообще мы ищем себе руководителя? Ждем ли от него помощи правильно выстроить духовную жизнь, очищать душу, идти путем спасения?
Увы, множество людей ищет не столько духовника, сколько человека, за которого можно было бы ухватиться и, ни о чем не думая и не заботясь, идти по жизни, куда он поведет.
– Батюшка переезжать мне или оставаться? Покупать дом или квартиру? И тому подобное, ведь батюшке «все Господь открывает».
Потом, если что-то пойдет не так, батюшка, конечно, окажется и виноват –    не мы же за свою безответственность.
Выходит, что нам нужен оракул (жрец, дававший прорицания от имени божества)? У древних греков-язычников так и было: ответ оракула воспринимали как голос божества. Вот и мы так же: ищем того, кто за нас бы решил, как жить и что делать. Скажет новоявленный «святой» что-то невнятное –и пойдут такие толкования, что диву даешься.
Как глубоко заходит в народ откровенно языческая ложная и греховная страсть искания чуда! При этом еще оправдываемся: по нашей, мол, вере Господь дает ответ батюшке. Но вера-то может быть разная, и слепой вере тому, о ком все говорят, Господь не помощник. Об этом писал святитель Игнатий: «Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 Фес. 2; 10–12)»20. Так и есть. Ведь столько людей верят всяким сектантам, лжепророкам, лжехристам, причем искренно верят! Спасает ли их эта вера?
Нельзя так легкомысленно подходить к выбору наставника. Это вопрос в высшей степени серьезный. Еще раз вспомним слова Господа: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15; 14). К тому же нельзя забывать, что безусловное послушание, которое мы находим в древности, было только в монастырях, только между монашествующими! Никогда такие взаимоотношения не распространялись на мирян.
Сейчас же часто видим глубокое искажение этих отношений. «Послушниками» становятся мирские люди, женщины и мужчины, молодые и старые. Набирает их себе батюшка – и вокруг него уже целый круг «послушников»!
И все – в беспрекословном послушании. Не один, как у какого-нибудь Варсонофия Оптинского, а десятки, сотни, тысячи ревностных «послушников» по всей Руси великой. Так рождаются секты!
Нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Слепое послушание, которое сейчас ничего не сведущие в духовной жизни, часто только что пришедшие в Церковь люди считают чем-то положительным, – это действительно иногда оказывается подобным тоталитарным сектам.
Опасны лжестарчество и лжепослушничество. Вспомним: когда Серафим Саровский вышел к людям? Сколько он до этого втайне подвизался? А сейчас? Смотришь: молодой человек, 30 с небольшим лет, а уже «старец», у него уже духовные чада – и не просто те, кто подходит исповедаться, а чада!
Эти «чада» часто буквально ищут, за кого бы уцепиться и не думая, не читая, не рассуждая слепо идти за ним. Доходит до абсурда.
–    Батюшка! Благословите. Мне надо ехать в Питер – у меня там дела.
–    Нет!
Через день несчастное «чадо» приходит снова:
–    Батюшка! Я не могу ждать, мне срочно надо ехать, у меня все горит! И лишь на третий раз он «снисходит»:
–    Ну, поезжай!.. Бог благословит.
Это называется воспитанием смирения и послушания чада… себе. Нужно крайне бояться подобного старца, потому что такой, будучи заражен духом гордости, всех, кто его слушает, поведет по тому же пути прелести – то есть по пути погибели. Но беда нашего времени в том, что слово любого священника многие принимают как истину в последней инстанции.
Как же быть? Надежный путь один – следовать учению Святых Отцов. Свт. Игнатий советовал: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания отеческие». То есть нужно самому трудиться, читать их и советоваться с более опытными и знающими.
Надо знать и о чем спрашивать духовника. Часто ли просим: «Батюшка, подскажите, как говорят по этому вопросу Святые Отцы»? Задаем ли ему духовные вопросы или втягиваем его в разборки повседневных проблем? И каких! Чаще всего: «В какой институт поступать моей дочери?.. Куда в паломничество ехать?.. Что продавать?.. Что покупать?..» Приходится просто удивляться терпению священников. Но и с ними часто происходит как в басне: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Ведь по вопросам повседневным, наверное, лучше обращаться к опытным в них людям. Посмотрите, как относился к вопросам святитель Игнатий Брянчанинов: «Говорю только вопрошающим и то, когда уверен, что вопрошают искренно, по требованию души, а не мимоходом или по любопытству»21. Обратите внимание: «не мимоходом или по любопытству»!
Есть некоторые признаки, по которым можно судить, какой, возможно, руководитель перед нами. Во-первых, нужно послушать его проповеди. И если он говорит так, что трудно понять, или рассказывает только о чудесах и знамениях, чудотворных иконах и мощах, святых местах и святынях, но при этом не указывает, как научиться правильно молиться, как бороться со страстями, что такое добродетель, что такое прелесть бесовская, как приобретается христианская любовь, если не объясняет пути спасения, то какой же прок может быть от такого руководителя!
А если еще начинает командовать верующими, распоряжаться их деловой и личной жизнью, это уже беда. Был, например, такой случай: молодая, вполне светская женщина искала, с кем бы можно было посоветоваться о своей жизни. Ее послали к одному «старцу», который сразу же определил:
бросай все мирское, иди в монастырь. А она и в вере-то еще ничего не понимала – и вдруг сразу монашество! И сколько подобных «благословений»-приказов получают наши верующие, безрассудно вручившие свою волю таким руководителям: «Разводись!», «Женись!», «Переезжай!», «Уходи из института!» Ясно, что это за человек – одержимый духом гордыни. Бежать нужно за тысячу верст без оглядки от таких «старцев»!

                                                  НЕ АРМЕЙСКИЙ КОМАНДИР, А ЕДИНОМЫШЛЕННИК И ДРУГ

Самые авторитетные русские наставники духовной жизни XIX века святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) потому говорили, что следует жить по совету, а не по послушанию. Святитель Игнатий совершенно определенно пишет о единственно возможном характере жизни православного верующего в наше время.
Он приводит пример того, как вели себя истинные наставники: «Преподобный Нил Сорский (XV в.) никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, прп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались… иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они советов от себя... Это давало советам их силу» (I, 489).
Святитель Феофан писал: «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по божественным и отеческим писаниям с совета и вопрошения единомысленных»22.
Беспрекословного послушания не только усиленно требуют от своих чад лжедуховники, его жаждут «послушники», особенно «послушницы», не имея никакого представления о высоком аскетическом значении самого понятия «послушание».  Под  послушанием  чаще  всего  подразумевают армейскую дисциплину. Отсюда происходит серьезное искажение понимания и духовника, и должного отношения к нему мирянина…
Мы думаем, что послушник – это тот, кому прикажут сажать рассаду вверх корешками – и он это исполняет. Но это лишь внешняя форма, а суть заключается в мотивах поведения, которые могут быть очень различны. Одно дело подчиниться приказу, иногда просто безумному, поскольку находишься
в такой системе. Другое – когда верующий, убедившись в личном общении с духовником, что он действительно разумен, знает путь спасения и руководствуется Святыми Отцами, что не только не ищет себе ни подчинения, ни славы, ни выгоды, но и бежит от всего этого. И говорит лишь потому, что его спрашивают. Он объясняет, а не пророчествует, советует, а не приказывает.
Советы такого человека действительно привлекают душу. Такой может быть истинным помощником в духовной жизни. Однако даже и в этом случае отношения с ним могут строиться на почве совета, но не послушания. Послушание в истинном, аскетическом понимании может быть лишь в том случае, когда верующий не только убедится в святости и мудрости руководителя, но и будет им принят в качестве послушника. Но таковое всегда было редко и исключительно среди монашествующих.
Однако как у незадачливого художника, рисовавшего льва, получилась собака, но он смело подписал свою картину: «Се лев, а не собака», так и теперь можно найти сколько угодно так называемых отцов и детей, изображающих собой старцев и послушников. И эта беда губит множество верующих людей.
Очень стоит почитать «Дневник последнего старца Оптиной пустыни» иеромонаха  Никона  (Беляева),  который  был  послушником  преподобного Варсонофия. Удивительно, как вел себя старец по отношению к послушнику.
Потрясающая простота и своего рода равенство отношений между ними. Никакого «сверху вниз», никакого диктата! Никакого насилия, принуждения. Никакого порабощения человека. И при этом полное благоговение Никона перед старцем.
Приходится встречаться и с таким утверждением, что при ответе первая пришедшая в голову мысль от Бога. Это не так. Прп. Варсануфий Великий советовал сначала трижды помолиться и затем уже принимать пришедшую мысль.
Не так ведет себя лжедуховник, который заражен гордостью. У него всегда приказы, категорические утверждения, не терпящие возражений и вопросов требования.
Печально видеть, к чему могут привести такие командно-приказные отношения.
По вине одного такого лжедуховника, возомнившего себя вершителем судеб,  произошла  настоящая  трагедия  с  15-летней  девушкой,  которой  он
приказал:
–    Ты сегодня выходишь замуж!
–    Благословите, батюшка! – безропотно ответила та.
«Жениху» этой несчастной он сказал накануне:
–    Завтра ты женишься!
–    На ком, батюшка? Да как же это?
–    Такова воля Божия!!!
Вот попробуйте возразить против такого «довода».
Молодой человек подчинился требованию лжестарца и венчался с несовершеннолетней. Через два-три месяца их жизнь полностью разрушилась.
Как огня надо бояться духовников, которые раздают подобные приказы- благословения, во мгновение ока решая судьбы людей! Великая благодарность святителю Игнатию Брянчанинову и святителю Феофану Затворнику, которые, говоря о послушании как великом монашеском делании, предупреждали, что теперь оно уже стало достоянием истории, поскольку к истинному послушанию способны редчайшие люди.
Отношения совета совсем другие, нежели отношения послушания. Если у человека возникают сомнения в отношении совета духовника, он всегда может поговорить с ним как со старшим другом, но не как с начальником.
Святитель Игнатий объясняет причину, по которой отношения по совету оказываются наиболее благотворными: «Скромное отношение советника к наставляемому – совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику...
Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен»23. То есть какие-то советы духовника, вызывающие сомнение, могут быть отклонены, могут обсуждаться – и в этом нет никакого греха, никакого нарушения отношений, поскольку духовник в миру
–это не армейский командир, приказания которого должны беспрекословно исполняться, а друг в жизни.
Потому святитель Игнатий и говорит, что в наши времена нужно искать не старца, а разумного и знающего Святых Отцов человека, не зараженного властолюбием: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его, и тем будь доволен…»24. «Не утомляй себя напрасно исканием наставника. Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных»25. И дай Бог сейчас найти тех, у которых можно было бы получить совет.
Однако без внимательного изучения творений святителя Игнатия Брянчанинова серьезной духовной жизни быть не может. Почему именно его? Потому что он тот духовный писатель, который в своих творениях изложил все святоотеческое учение о духовной жизни применительно к нашему времени. Ибо его время очень напоминало то, в каком живем теперь и мы.
Но призыв святителя Игнатия к скромному отношению советника к наставляемому, призыв к отношениям дружеского совета вызывает нескрываемый гнев у зараженных болезнью «старчества». Такие слова святителя поражают  в  самое  сердце  учителей  тоталитарно-сектантского  «богословия послушания».
Учение Святителя – действительно смертельная опасность для всякого считающего себя «добрым русским батюшкой», которому необходимо рабское повиновение верующего.

                                                                          ЖИЗНЬ ПО СОВЕТУ, А НЕ ПО ПОСЛУШАНИЮ

«По учению Отцов, –– писал святитель Игнатий, –– жительство единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию Отцов... Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности, и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братий»26, то есть современных отцов и братии.
Однако такая жизнь в обязательном порядке предполагает изучение самим христианином Священного Писания и творений Святых Отцов. Святитель пишет об очень важном, важнейшем для нас вопросе. Он говорит о том, как, кем и чем мы должны руководствоваться в наше время. Теперь нельзя рассчитывать на то, что тебя кто-то возьмет за ручку и поведет. Нет, прежде всего, труд требуется от нас самих.
При этом святитель Игнатий предупреждает об опасности фанатичной привязанности так называемых чад к своему духовнику как об одном из великих зол, всегда присутствующих при неправильных отношениях. «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братьями, – говорит он, – но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью»27.
Он приводит мысль прп. Симеона Нового Богослова (X в.), который советовал молитвами и слезами умолить Бога послать бесстрастного и святого руководителя, но при этом самому исследовать божественные Писания, чтобы принимать только согласное со святоотеческим учением и отбрасывать ложное и чуждое, дабы не прельститься.
Преподобный Кассиан Римлянин (V в.) говорит о том, что полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Ибо многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред.
Более того, если человек понял, что ошибся в своем наставнике, то нужно прервать с ним духовные отношения. Преподобный Пимен Великий, к примеру, повелевал немедленно разлучаться со старцем, жительство с которым оказывается душевредным. Мысль о разлучении с духовным наставником, даже если очевидно, что он ведет тебя не туда, некоторым кажется грехом: нельзя, мол, покидать духовника, каким бы он ни был, это великий грех. Но, оказывается, это не только не грех, а требование Святых Отцов и непременное условие правильной духовной жизни.
Как скромно и деликатно писал святитель Игнатий Брянчанинов обращающимся к нему за советами: «Знайте, что я не присваиваю себе никакой власти над вами, но подавая вам совет, предоставляю вашей воле, исполнить его или не исполнить. В том и другом случае будьте мирны»28. «Повторяю сказанное в 4-м письме моем: ? Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпринимаешь с благою целью, – буди благословение Божие»29. «Ничем наружным не связываю тебя! У меня нет своего благословения! Благословляю призыванием благословения Божия!» Вот пример истинного наставника! Всякий истинный духовный руководитель должен приводить души к Христу, а не к себе.
«Тогда исполняют обязанность свою Наставники, когда они ищут, чтоб в душах, приводимых ими ко Христу, возвеличивался и возрастал один Христос. Они желают умалиться во мнении своих водимых, лишь бы возвеличился для них Христос, тогда эти Наставники ощущают полноту радости, как достигшие конца своих желаний. Напротив того, те, которые приводят вверенные их руководству души к себе, а не ко Христу, скажу безошибочно, прелюбодействуют»30.
Будем помнить, что святые наставники недавнего прошлого единодушно говорят о том, что наше время – это время понуждения себя к личному изучению Священного Писания и Святых Отцов. Были времена неграмотности – и тогда Господь давал руководителей. А сейчас все грамотные, издается масса святоотеческой литературы – и мы сами должны изучать все, советуясь при этом с людьми, знающими и понимающими больше, чем мы, более мудрыми, но принимая их советы с осторожностью.

Ссылочные материалы:

1 http://www.pravmir.ru/kto-takoy-duhovnik-i-kakie-u-nego-polnomochiya/#ixzz3V3Iw5I5d
2 Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. I. С. 284, 285.
3 Нил Синайский. Слово подвижническое. Глава 22.
4 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 4. СПб., 1905. С. 499
5 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 1. СПб., 1905. С. 532
6 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 1. СПб., 1905. С. 225–226
7 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 110
8 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 107
9 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма, Том 7. Письмо 159.
10 Цит. по: http://www.optina.ru/140811/
11 Цит. по: http://www.agioskanon.ru/nomokanon/
12 Цит. по: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom1/26.shtml
13 Цит. по: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_semi/5_6
14 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 77
15 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 72
16 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 6. СПб., 1905. С. 150
17 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 4, СПб., 1905. с. 323–324.
18 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сл. 4. Гл. 6.
19 Прп. Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Ч. 1. Гл. 33.
20 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 73
21 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. Письмо 86.
22 Святитель Феофан (Говоров). Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения.
МДА. «Новая книга». 1995. С. 72 –75.
23 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 5. СПб., 1905. С. 80
24 Цит. по http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom7/169.shtml
25 Цит. по: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom7/169.shtml
26 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 1. СПб., 1905. С. 563
27 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Гл. 13.
28 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. Письмо 88.
29 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. Письмо 160.
30 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. Том 7. Письмо 155.

Просмотров: 813 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz