Четверг, 20.06.2024, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Никогда не спорьте с дураком –
люди могут не заметить разницу между вами.
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2022 » Октябрь » 31 » Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (1 часть).
15:15
Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (1 часть).

Опытный священник Вячеслав Тулупов в одном из своих писем рассказал, какие бывают духовные отцы, как отличить истинного пастыря от ложного или прельщённого, а также о том, как выбрать священника, необходимого именно нашей душе.

Представляем вашему вниманию его мысли о том, «Какие бывают духовные отцы»:

Идеальный.

 Итак, какого духовного отца ты должен искать? Давай сначала определим его идеальный духовный облик. Описание такой личности можно найти в трудах преподобного Симеона Нового Богослова. Предъявляя к духовному отцу очень высокие требования, он писал: «Невозможно родиться свыше, то есть принять благодать Святого Духа тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше. И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. Но тот, кто сам еще не родился, или родился, но еще дитя есть, то есть еще не достиг совершенства, тому как возможно быть отцом других?».

«Кто ищет духовного отца, − советует преподобный Симеон, − должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим».

О высоких достоинствах наставника ты можешь прочесть в писаниях многих Святых Отцов. Значит ли это, что ты должен искать именно такого духовного отца?

Имей в виду: слова Святых Отцов о духовном совершенстве, которым должны обладать наставники, почти всегда относились к старцам, получавшим над своими учениками полную власть. Помни: старцы не просто руководят духовной жизнью своих пасомых, а почти в прямом смысле слова несут их на себе по пути спасения. Для этого, конечно, необходимо быть духовно совершенным.

* * *

Безусловно, нам всем хотелось бы иметь наставником только святого человека. Однако исходи из реальности и не предавайся мечтаниям. Выбирай из тех кандидатур, которые в действительности существуют рядом с тобой. Поэтому советую тебе не предъявлять завышенных требований к духовному отцу, которого ищешь.

Еще в XIX в. епископ Петр (Екатериновский) заметил: «Трудно ныне найти хорошего руководителя в духовной жизни». Исходя из этого, епископ Петр не требовал от духовного отца святости и по поводу его качеств писал: «Он должен быть человек благочестивый, рассудительный, довольно опытный, чтобы хотел и мог доставить пользу руководимому, своим расположением к нему умел приобрести его доверие. Если не находится такой руководитель, то надобно молить Бога, чтобы Он послал нам желаемого наставника»30.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) не советовал поспешно отдавать свою душу в полное послушание известным и неизвестным «старцам». Он считал, что великими достоинствами духовного наставника являются простота, неуклонное следование учению Церкви и отсутствие собственных идей в области духовной жизни. Посмотри внимательнее вокруг себя: не обладает ли такими качествами кто-нибудь из знакомых тебе священников? Если найдешь среди них подобного пастыря, прошу тебя, прежде чем избрать его своим наставником, узнай, есть ли у него еще одно необходимое духовнику качество. Спросишь, какое? «Отеческая любовь, которая является характерной чертой истинного духовного отца».

Прельщенный.

Тебе необходимо знать о том, что под благообразной внешностью духовного отца может скрываться лжепастырь.

Святитель Феофан предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказываете старцем «только по сединам. И это бывает или очевидно для всех, или очень не видно, глубоко скрыто под благовидною наружность Потому всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы − вред, вместо спасения − гибель».

Кто же такие лженаставники? Иногда это откровенные шарлатаны. Таковых тебе сильно опасаться не стоит. Каждый трезвомыслящий христианин быстро распознает их сущность. Сложнее дело обстоит тогда, когда лжепастырем является человек честный, но впадший в духовную прелесть.

Известный исследователь духовничества и старчества И. М. Концевич писал: «Современное духовничество родилось из древнего монастырского старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этих двух явлений, духовничества и старчества, у многих малоопытных священников, знакомых с аскетической литературой только теоретически, всегда может явиться соблазн «превышения власти»,− перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, в то время, как они, в сущности, и не понимают, в чем состоит истинное старчествование. Это таит опасность причинить непоправимый вред душе опекаемого. Известны случаи даже самоубийства, как результат такого повреждения.

В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию апостола Павла:Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23), и сопряжено с чувством угнетения и подавленности, уныния или нездорового душевного пристрастия к «старцу». Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося внешнего затруднения или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни.

В то время как благодатный старец является проводником воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога».

Однажды архимандрит Епифаний (Феодоропулос) беседовал со своими духовными чадами. Разговор зашел о некоторых священнослужителях, которые стремились собрать вокруг себя паству, чтобы руководить ею. Отец Епифаний, сам будучи опытным и очень известным в Греции духовником, высказался об отдельных своих собратьях:

− Господь нас призывает следовать за Ним, а не рядом с Ним! Но как часто мы идем даже впереди Него!

Поверь: истинные пастыри никогда не стремятся к славе и власти над своими духовными чадами. Многие из них даже не хотят, чтобы их называли наставниками.

Афонского подвижника иеросхимонаха Илариона современные ему подвижники именовали «духовником духовников» и считали равным великим древним святым. Между тем сам авва Иларион отказывался от звания духовника. К нему приходило множество людей. Он всех принимал, но его наставления были похожи более на советы, чем на поучения старца ученикам.

Духовник, находящийся в состоянии прелести, вокруг себя собирает соответствующий контингент пасомых. Если ты решишься на то, чтобы какая-нибудь экзальтированная личность познакомила тебя со своим наставником, первым делом узнай, не соответствует ли дерево плоду. Подчас быстро сделать это не удается и можно потерять очень много времени, доискиваясь до истинной сущности пастыря. Волки в овечьих шкурах иной раз бывают неимоверно хитры в своем лукавстве. Будь осторожен!

Тебе, конечно, хорошо известно имя праведной Матроны. Эта великая праведница часто предостерегала обращавшихся к ней за наставлениями людей от общения с духовниками, которые впали в прелесть. Святая постоянно внушала своим посетителям: «Наступает время прелести. Многие впадут в нее через прельщающих их. Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный ответ». Одной из своих учениц праведная Матрона советовала: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью и не бегай, не ищи прозорливых или старцев. Мир лежит во зле и прелести, и прелесть − прельщение душ − будет явная, остерегайся».

* * *

Как распознать ложного наставника? Чем он отличается от истинного руководителя? Без ответов на эти вопросы твои поиски духовного отца могут превратиться в пустое или даже опасное занятие.

Святой праведный протоиерей Алексий Мечёв наставлял одну из своих прихожанок: «Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания и эти страдания влекут тебя к земле и ты не получаешь облегчения − берегись такого отца! Не пускай его в свою душу. Это волк в овечьей шкуре. Он готов под видом спасения погубить твою душу…

Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу − знай, это твой истинный духовный отец».

Расскажу тебе и о том, как учил распознавать лженаставников греческий подвижник старец Паисий Афонский.

Об одном из греческих духовников стала распространяться слава человека, имеющего благодать Святого Духа и обладающего даром прозорливости. Его духовные чада настоятельно рекомендовали всем своим знакомым обращаться за наставлениями только к нему.

Как-то раз одного из учеников старца Паисия спросили, какого он мнения об этом прославляемом духовнике. Не зная, что ответить на вопрос, ученик, в свою очередь, спросил мнение своего учителя. Однако старец Паисий уклонился от обсуждения деятельности известного духовника.

Через некоторое время ученику все же удалось уговорить старца высказаться по этому поводу. Он мотивировал свою настойчивость тем, что им движет не пустое любопытство, а желание помочь людям, ищущим себе наставника.

− Многие приходили сюда из тех, кто бывал у того иерея, − сказал старец Паисий. − Они говорили мне, что он укоряет согрешивших перед другими людьми, перед третьими выговаривает, что они сделали тот или другой грех. Это не есть действие Святого Духа, ибо Святой Дух не укоряет, но, поскольку Он есть любовь, всегда покрывает ошибки наши. Если же кто-то перед другими порицает согрешившего или говорит о человеке с пристрастием, знай, что он действует не от благодати Божией, но от другого духа, противоположного любви.

Запомни это ценное наставление старца Паисия. Оно поможет тебе распознавать лженаставников.

 

Приведу тебе еще один совет старца Паисия Афонского. Он говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника − то, что он к самому себе очень строг, а к другим − весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других!».

Вот примеры такого отношения к своим духовным чадам. Духовник Арзамасского Николаевского женского монастыря протоиерей Аврамий Некрасов отличался подвижнической жизнью. Даже будучи глубоким старцем, отягощенный болезнями, он всегда был очень воздержан в пище и строго соблюдал все посты. К своим же духовным чадам отец Аврамий был весьма снисходителен. В постные дни он позволял больным принимать калорийную пишу, но за это втайне налагал на себя еще большее воздержание.

Игумен Афонского монастыря Каракалл отец Кодрат был одним из самых опытных духовных наставников своего времени. Он всегда сопереживал страждущим и кающимся грешникам.

«То был настоящий рыбак… Умело улавливал души. Насколько строг он был в соблюдении монашеских правил, настолько же был мягок, когда принимал исповеди духовных чад. В голосе его были доброта, милосердие и глубокое сострадание. Он умягчал души, освобождал их от власти страстей, сокрушал препоны эгоизма. Он умел подбодрить кающегося, внушить ему желание открыться, сказать грехи свои, раскрыть сердце, скованное страхом и стыдом. Он утешал, обнадеживал и, самое главное, страдал вместе с кающимся. Наставление Апостола:Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15) − было в основе его пастырских забот. Отец Кодрат оплакивал грехи других словно свои собственные. Он был отец. Он часто сугубо молился о кающихся, чтобы Бог утешил их, дал сил и твердости духа, чтобы укрепил для выполнение епитимьи. Иногда говорил в конце исповеди:

− Подойди, чадо мое, давай вместе преклоним колени и помолимся, чтобы Христос хранил тебя».

Из этих примеров ты можешь сделать вывод о том, что истинный духовный отец, не давая послаблений себе ни в чем, ведет свою паству по пути спасения, руководствуясь правилами любви, милосердия и сострадания. Прежде всего он заботится о духовном преуспеянии своих чад. Отнюдь не так действует лжепастырь. Какую цель преследует он?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о наставниках, находящихся в прелести, писал: «Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!»

Если у тебя появятся какие-то сомнения в духовной опытности избранного тобой наставника, лучше тебе не входить с ним в тесный контакт до наступления полной ясности. На пути спасения не надо ставить рискованных экспериментов. Они могут нанести непоправимый духовный ущерб.

Просмотров: 209 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2024
uCoz