Среда, 22.05.2024, 23:42
Приветствую Вас Гость | RSS

         СТУПЕНИ К ПРАВОСЛАВИЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ
АНОНС САЙТА
Афоризмы...
Способность видеть чудесное в обыкновенном
— неизменный признак мудрости.
Мир православия
Седмица
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2022 » Ноябрь » 1 » Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (2 часть).
09:33
Какие бывают духовные отцы? — протоиерей Вячеслав Тулупов о том, как найти духовника (2 часть).

Строгий.

Некоторым людям нужен очень строгий духовник. Подумай, не из их ли ты числа?

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге «Лествица» приводит следующий случай. Однажды молодой человек попросил у старца Иоанна Савваита наставление. Подвижник, прозорливо увидев духовное состояние юноши, сказал:

− Непрестанно помни сие слово Господа:претерпевши до конца, той спасется (Мф. 24, 13). Иди и, если возможно, избери себе наставника о Господе суровейшего и строжайшего из всех людей и, укрепившись терпением, ежедневно пей от него поругание и уничижение, как мед и молоко.

Конечно, это будет удачей, если ты найдешь подобного прозорливца, который четко определит твое душевное устройство и твердо скажет, какого именно духовника ты должен искать. Однако подлинных прозорливцев очень мало. Строгих же духовников значительно больше. Одни из них суровы не в меру и не по разуму. Таких обходи стороной. Другие требовательны к своим духовным чадам только по одной причине: они понимают огромную ответственность наставника за душу своего ученика и, всем сердцем переживают за его спасение.

Греческий старец Георгий Карслидис «не старался приобрести много духовных чад. Не желал чести и славы и множества похвал. Когда видел, что не имеют желания сохранять слов его, тех посылал к другим духовникам. Деятельность духовника считал многотрудной, многоценной и ответственной и не был уступчивым в непозволительных снисхождениях. Предпочитал, пусть лучше скажут, что он странный, строгий, нечеловеколюбивый, злой или что иное, нежели преступить священные каноны Церкви. Справедливая строгость его увеличивалась, когда видел нераскаянность. Тогда старался представиться жестоким, чтобы хотя этим способом исправить жестокосердие исповедуемого. Много раз испытывал различными способами настойчивость и терпение пришедшего, чтобы лучше помочь ему в спасительном обращении. Всякие средства использовал блаженный старец, чтобы приобрести заблудших. Особенно огорчался, когда некоторые нарочно скрывали свои грехи, и недоумевал: почему? Чтобы приложить грех ко грехам своим? Тогда бывал, по дарованию своему, обличительным, обнародовал несуразность, так, чтобы смирился скрывающий лукавое. Он понимал немощь человеческой природы, но не ослабевал бороться с ложью, грехом и дерзостью. Епитимьи его не были столь строгими, как можно думать. Были по силам человека и имели целью более полное покаяние, действительное познание заблуждения, ощущение величины греха и удаленности от Бога».

Если ты решишь отдать себя под руководство строгого аскета-духовника, приготовься к испытаниям. Утешением в них да будет тебе уверенность, что его суровость направлена на твое благо и спасение твоей души.

Прежде чем принять кого-либо в свое духовное окормление, известный афонский подвижник старец Каллиник обычно строго испытывал просящего. Нелегко было стать его духовным чадом, требовалась немалая душевная стойкость.

Старец говорил очень мало. Послушания давал строго и точно. И если испытуемый не выполнял их надлежащим образом, то долго у старца не задерживался. Отец Каллиник говорил в таких случаях: «Встань и иди. Я не буду грешить из-за твоего непослушания».

Когда же он прозревал возможность исправления какой-либо души, то терпел необязательность человека, увещеваниями и примером выводя его на истинный путь. Многие желали быть его духовными чадами, многие приходили, но немногие остались под духовным водительством строгого аскета.

Истинный духовник прежде всего строг к себе, а потом уже к собственной пастве. Если увидишь духовника, делающего себе послабления и при этом сурово накладывающего епитимьи на других, знай: вряд ли его суровость будет тебе во спасение.

Любвеобильный.

Как ты полагаешь, что является самым большим дефицитом на земле? Продовольствие, деньги, лекарства, водные ресурсы, залежи ископаемых? Нет. Самый большой дефицит − это любовь людей друг к другу.

Нам всем недостает любви. Наверняка, и ты не исключение. Думаю, в мире не найдется человека, который считает, что окружен вниманием и любовью с избытком. Да, недостаток любви − это главная проблема человечества. Поэтому, когда христианин встречает любвеобильного духовника, он прилепляется к нему всем сердцем. Вот воспоминания К. Ивановой, духовной дочери святого праведного протоиерея Алексия Мечёва, о своем наставнике:

«Батюшка весь был любовь. Бывало, придешь к нему чем-нибудь расстроенная или с большим сокрушением о грехах, и, как войдешь в комнату, так и разрыдаешься. А он посмотрит на тебя ласково-ласково и спросит:

− Ну что с тобой, голубушка?

А ты и слова промолвить не можешь от слез и только еще сильнее разрыдаешься. Тогда батюшка подойдет к тебе, обнимет, прижмет к груди и начнет целовать твою голову, лоб и щеки, чтобы лаской заглушить горечь переживания. А глазами своими любящими хочет прочесть в твоей душе причину этой горести, сам же все спрашивает:

− Ну что с тобой, дорогая, скажи мне? Чувствуя такую сильную любовь, хочется

высказать батюшке все наболевшее, хочется раскрыть свою душу всю, как она есть, со всеми язвами. Но вместо этого только вздохнешь тяжело и, рыдая, прижмешься к батюшке да так и замрешь у него на груди. И батюшка тоже как бы замрет вместе с тобой, видно, в тот момент он молится. И сразу легко и радостно станет на душе, точно и горя у тебя не было. Взглянешь на батюшку веселыми глазами с благодарностью, он поймет тебя и скажет:

− Ну, теперь расскажи, что с тобой было?

Батюшка уже знал, что не стало твоего горя, что он тебя «разгрузил», и сам весь засияет от радости. Расскажешь ему все и, получив благословение и просфорочку, или яблоко, или листок духовный, или иконочку, летишь как на крыльях.

Он весь был любовь, и как бы ни устал, как бы ни торопился, всегда находил время ободрить и утешить приходящих к нему».

Кто из нас не желает иметь такого духовника, как праведный протоиерей Алексий? Ведь подобные ему пастыри — это воплощение любви, к которой так сильно стремится душа всякого человека. Достигнув праведности, они щедро делятся своей любовью и орошают ее живительной росой наши иссохшие сердца.

Послушай рассказ о прославленном афонском духовнике иеромонахе Савве. «Богоносная душа отца Саввы трепетала от безграничной любви ко всем христианам. Каждый приходивший был человеком, за которого Христос, движимый безграничной любовью, пролил Кровь Свою. Любовь была силой, руководившей душой духовника.

Он не жалел ничего, когда нужно было спасать заблудших, растерявшихся, израненных, ослабевших, больных овец Христовых от волков и разбойников. В сердце духовника пребывали напечатленными слова библейские:Заблудившее обращу, и сокрушенное обяжу, и немощное укреплю (Иез. 34,16).

 

Отец Савва очень хорошо знал, сколь нелегко разрешать людей от грехов, открывать внутренние раны, вскрывать греховные нарывы и гнойники. Знал он также, что не может быть исцеления, покаяния и прощения вины без изобличения этих грехов. Чтобы это действительно произошло, он, движимый любовью и состраданием к своим больным братьям, прикладывал все усилия. Когда впервые встречал посетителя, то, независимо от времени и часа, встречал добротой, с радостным и теплым сердцем. Конечно, целителю душ мрачное и нахмуренное лицо не подходит. Выслушивая исповеди, он никого никогда не торопил, не считался с собственной усталостью. Все, о чем думал он на исповеди, − это диагноз болезни и ее лечение, покаяние грешника и решимость исправиться».

Ты, думаю, со мной согласишься, что каждому христианину хочется иметь духовника, сердце которого исполнено любовью. Может быть, человеку для духовной пользы необходим суровый наставник, но душа жаждет все понимающего, все прощающего, во всем милующего духовника, такого духовника, каким был, например, иеросхимонах Александр, старец Гефсиманского скита. Он всякому человеку «искренно сочувствовал, со скорбящими сам скорбел, с радующимися радовался. К ученикам и всем знавшим его старец был всегда приветлив и никогда никого не порицал, но ко всем относился с любовью, и немощи других переносил с великим долготерпением и сострадательностью. То же самое и ученикам заповедал. Между учениками при нем водворялись любовь, мир и согласие. Они говорили:

− О, если бы и в будущей жизни сподобил нас Господь жить так блаженно и любовно».

Нет ничего удивительного в том, что наше сердце стремится к любвеобильному пастырю. Мы же все любим, чтобы нас жалели, выслушивали наши сердечные излияния, покрывали недостатки, сорадовались нашим успехам и сострадали нашим скорбям. Полезно ли для нас такое к нам постоянное отношение духовника? Об этом не хочется задумываться. Ведь часто человек ищет в духовнике не наставника на пути спасения, а духовную няньку. Ищет подсознательно, не признаваясь в этом даже самому себе. Поэтому призываю тебя еще раз: внимательно рассмотри собственную душу. Всеми средствами четко определи, какой тебе нужен духовник. Не прояви малодушное снисхождение к себе. Не перепутай, не прими естественное влечение падшей, слабой человеческой природы к теплу любви и свету милосердия с твоей реальной духовной потребностью. Если тебе необходим строгий наставник, выбери именно такого, как бы тебя ни тянуло к любвеобильному духовнику. Если же по твоему характеру тебе действительно необходим пастырь, изливающий на своих чад море любви, то иди к нему немедля.

Универсальный.

 Ты задумывался, почему каждый из апостолов проповедовал Евангелие именно тому или иному народу? Я полагаю, что это неслучайно. Каждый народ, как и отдельный человек, имеет свой характер. Думаю, что Господь, посылая Своих учеников, соразмерял свойства их личностей и национальный характер народов, среди которых они должны были заниматься миссионерской деятельностью. Наверное, каждый из апостолов проповедовал тому народу, который он мог понять и просветить светом истины более, чем другие апостолы.

Конечно, это мое мнение небезусловно и я должен сделать оговорки, но не сейчас. Я просто хочу высказать аналогию: как апостолы неслучайно посылались определенному народу, так и духовники даются нам промыслительно. Каждому из нас посылается наставник соразмерно душевному складу.

 

Однако вспомни, кто из апостолов проповедовал самому большему числу народов и, можно сказать, был универсальным миссионером? Конечно, апостол Павел, который писал о своем служении:Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Великий Апостол имел природный талант и божественный дар влагать истину в сердца людей, своим национальным характером совсем непохожих друг на друга. Так и некоторые духовники, подобно апостолу Павлу, имеют дар вести по пути спасения людей, различных по своим душевным свойствам и положению в земной жизни. Таким даром, например, обладал преподобный Варнава, иеромонах и старец Гефсиманского скита. В 1873 году он был назначен духовником. «Должность духовника сделала отца Варнаву еще более известным среди богомольцев. Теперь посетители в еще большем количестве стали стекаться к отцу Варнаве за получением благословения, совета в каких-либо важных жизненных обстоятельствах, утешения в скорбях. Все дни − с раннего утра до глубокой ночи − он посвящал теперь служению им. Двери его убогой келлии были одинаково открыты для всех. Старушка, издалека пришедшая на богомолье, юноша-студент, ученый профессор, сановник, мастеровой, торговец, молоденькая девушка, монахини, дети − все шли к батюшке и находили у него удовлетворение своих духовных потребностей. Для всех он был одинаково доступен, всех одинаково привечал словом отеческой любви и утешения. Отец Варнава искренно, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим; он был серьезным и полезным собеседником деловых людей, по-отечески снисходительно и ласково наставлял молодежь, а также детей, доверчиво приходивших за благословением к своему «батюшке Варнаве». И само лицо его всегда бывало озарено светлой радостью, несмотря на то, что он часто испытывал крайнее переутомление, так что порой едва-едва слышным голосом беседовал с посетителями».

Для успешного руководства различными по характеру людьми наставнику нужна особая сердечная чуткость. Конечно, она приходит к духовнику с опытом, но ее появлению несомненно способствует и природная утонченность души. Духовники, обладающие благодатной участливостью к мятущимся человеческим сердцам, привлекают к себе почти всех без исключения людей. Одним из подобных духовников был и схиархимандрит Серафим (Романцов). Вот как описывает архимандрит Рафаил (Карелин) свою встречу с этим замечательным пастырем: «С первых же слов отца Серафима у меня возникло чувство, будто я знаю его уже много лет. В этом старце были необыкновенная простота и любовь, но впоследствии я не раз видел, как он скрывал эту любовь под внешней строгостью к своим чадам. Иногда он, казалось, гневался на них, но когда видел, что они искренно каются и просят прощения у Бога, то спешил ободрить и утешить их. Казалось, что солнышко зашло за грозовую тучу, а потом выглянуло опять».

Духовники, подобные отцу Серафиму, имеют универсальный талант. Они могут быть наставниками для совсем непохожих друг на друга особ. Разумно чередуя любовь и строгость, такие духовники с успехом ведут своих чад к Богу. Конечно, их сердца исполнены только любовью, но, будучи духовными хирургами, они используют скальпель строгости для удаления греховных страстей из людских душ.

Выдающийся подвижник христианского благочестия иеромонах Игнатий из своей столетней жизни восемьдесят лет провел на Афоне. Долгие годы он был мудрым наставником своих многочисленных духовных чад.

«Отец Игнатий поднялся на недосягаемую высоту, неся душам исцеление и покой и направляя их. Исповедь у него была гаванью спасения для многих.

Давая духовное направление, он придерживался золотой середины, избегая и слишком большой строгости, и чрезмерной снисходительности. Он знал, как наказать и как поощрить. Но более был склонен проявить милосердие, опасаясь всегда, как бы не повергнуть кого в отчаяние. Он знал, как высказать сочувствие и как снизойти к немощам духовных своих чад с отеческой любовью и с желанием исправить их. Его слова, лицо, манеры вызывали уважение и полное доверие.

У него была редкая способность совершать Таинство исповеди, что изумляло духовных чад. Незабываемое впечатление производила исповедь на тех, кто приходил к нему впервые. Его окружала особенная атмосфера, в которой Божие присутствие было ощутимым».

Духовники, обладающие универсальным даром духовного руководства, отлично знают глубины человеческой души. Каждого из своих чад они ведут по пути спасения персонально, в соответствии с характерными чертами его личности. В пример приведу тебе великого московского духовника праведного Алексия Мечёва. «Строго следуя принципу: «У каждого свой путь и своя мера», − батюшка считался с индивидуальным строем покорившейся ему души. От одного он требовал послушания во всем, даже в маловажных предметах (например, читать ту или иную книгу, идти или не идти в такое-то место, говорить или нет с тем или иным человеком). От другого же требовал послушания лишь в вопросах жизненных, серьезных (вступать или не вступать в брак, пойти ли в монастырь, переменить ли место службы и т. д.), предоставляя остальное его личной воле».

Не правда ли, хорошо было бы найти тебе наставника, сходного по духу с праведным протоиереем Алексием? Такой наставник смог бы руководить тобой сообразно твоей духовной структуре и психологическому складу твоего характера. А это, согласись, весьма ценно!

* * *

Ты окружен множеством людей, имеющих свой, только им присущий характер. Среди них есть личности общительные и замкнутые, угрюмые и веселые, простые и сложные, утонченные и грубоватые. Тебе не надо быть великим прозорливцем, чтобы заметить это. Различия в людских характерах существуют и среди не верующих во Христа людей, и среди христиан. Однако, по слову апостола Павла:Кто во Христе, тот новая тварь(2 Кор. 5,17). Что это значит? Люди, живущие во Христе, духовно обновляются, возрождаются, освящаются. Из душ христиан уходит все наносное, греховное, разделяющее их с ближними. Братья и сестры во Христе становятся друг другу необыкновенно близкими по духу, чувствам, образу мыслей. Вместе с тем никто из христиан на пути своего духовного развития не теряет индивидуальных черт собственной личности.

Хочу обратить твое внимание на то, что все вышенаписанное касается и духовников. Какого бы высокого уровня духовного совершенства они ни достигли, изначальная природа их душ остается присуща и им, то есть люди, по своим личностным качествам склонные к общительности или к уединенности, созерцательности или деятельности, став и духовниками, помогают спасению ближних соразмерно потенциалу собственных душ. Понятно, что духовники, по природе общительные и открытые, в большей степени по сравнению со своими другими собратьями становятся пастырями многих овец Христова стада. Однако и они для этого нуждаются в личном духовном подвиге и помощи Божией. Статьвсем, чтобы спасти по крайней мере некоторых, способен только тот, кто ради пользы своих духовных чад постоянно отрешается от собственного «я». Это особый пастырский подвиг. Подъять его возможно лишь духовнику, который прежде в точности исполнил заповедь Христа:если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Примером такого пастыря был схиигумен Савва (Остапенко), знаменитый духовник Псково-Печерского монастыря.

Схиигумен Савва «пользовался большим доверием своих духовных чад. Они, не стесняясь, приносили ему искреннее покаяние, причем чаще в письменной форме, так как чад было очень много и у него не было времени выслушивать устные исповеди. Прочитав их заранее (ночью), он потом каждому давал свои наставления.

 

С каким истинно отеческим вниманием и добротой относился он к тем чадам, которые с детской доверчивостью открывали перед ним все тайники своей души и жаждали от него отеческого наставления! Он обращался с ними, как с больными детьми: осторожно и снисходительно, когда видел кого-либо малодушным, нравственно слабым, − и серьезнее, строже, когда кто-либо уже духовно подрос и окреп.

Он от души радовался, когда видел чей-то духовный рост, и скорбел, когда видел духовные промахи и ошибки; был серьезным и полезным собеседником для серьезных людей, отечески снисходительным и ласковым с молодежью, детишками.

Для него не существовало возраста, звания и состояния. Он со всеми обращался одинаково: отечески заботливо, приветливо. Лицо его всегда было озарено светлой радостью. Он сразу замечал, кому нужна поддержка и помощь, и сам подходил к ним, неся скорбящим утешение, болящим исцеление, унывающим и отчаявшимся надежду на спасение».

Согласись: очень удобно и полезно иметь духовника, который может руководить тобой, пользуясь различными методами наставничества. Ведь наша душа не находится в статическом состоянии. Она − динамична. В ней постоянно совершается смена мыслей, чувств, настроений. Наверное, большинству людей необходимы наставники, способные улавливать это бесконечное движение человеческого сердца и умело его направлять.

С течением времени душа почти каждого человека подвергается коренным изменениям и развивается в ту или иную сторону. Многие люди на разных стадиях своей жизни иногда нуждаются в совершенно различных методах духовного руководства. И тебе очень повезет, если на изгибах твоей судьбы духовник окажется способным не потерять над тобой духовный контроль и найти новые подходы к твоей душе, переживающей очередной этап своего развития.

Наверное, ты уже встречал людей, которые высказывали недовольство своим духовником и желание уйти от него? Подробнее об этой проблеме мы поговорим с тобой в другой раз. Сейчас же скажу тебе, что одной из причин подобного недовольства являются личностные изменения духовных чад, которых не замечает их духовник. Его пасомые со временем нуждаются уже в других методах руководства, а он то ли не понимает этого, то ли не в состоянии их применять. Назревает конфликт, который требует качественных изменений в духовных отношениях.

Желаю тебе найти такого духовника, который обладал бы гибкой тактикой наставничества и руководил бы тобой сообразно твоему реальному духовному состоянию.

Просмотров: 216 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Случайное фото
Икона дня
В этот день
Мос. патриархия
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz